Приангарье − это район нижнего течения р. Ангары и ее притоков общей протяженностью более 1000 км, находящийся на территории Енисейской губернии. Это один из самых старых районов заселения Восточной Сибири, состоящий преимущественно из старожилов. В 1911 г. на средства Переселенческого управления была организована Ангарская экскурсия (экспедиция) во главе с музейным работником Александром Петровичем Ермолаевым с целью обследования материальной культуры ангарского населения.
В начале 20 века,с началом Столыпинскрй аграрной реформы,в Сибирь хлынул поток переселенцев из южных,западных областей России,Белоруси,Украины.Их называли новопоселенцами,а те,кто жил в Сибири не одно поколение ,были старожилами.
- «Крестьянка идет проверять уды» на берегу или на льду реки стоит немолодая женщина, одетая в тулуп , подпоясанный по талии. На ногах связанные чулки и кожаные ичиги подвязанные под лодыжками. На руках рваные рукавицы мехом внутрь. На голове клетчатая шаль, обернутая вокруг головы , концы завязаны узлом на макушке. На левом плече лежит лопата и пешня. В приангарье мужчины и женщины рыболовством занимались повсеместно, в ряде случаев это преимущественно выпадало больше на долю женщин. Весной после ледохода артель женщин выезжала на рыбалку, где в течение недели или двух ловила, а затем солила рыбу в бочках. Женщины связанные с семьей рыбачили ночью. Весной, летом и осенью женщины рыбачили сетями, передвигались на лодках, неводили тоже в основном артелями. Наравне с мужчинами женщины принимали участие и подледном ловле как сетями, так и удами. (по материалам Л.М. Сабурова. Указ. Соч., с.50, 52 Коллекция Ангарской экскурсии.)
- «Крестьяне д. Ярки-1911г.»- Групповой фотопортрет крестьян (6 человек) разного возраста. Сняты около саней, на фоне с мельницей с низкой, подпертой жердиной дверью. Одеты в рабочую повседневную одежду: самодельные армяки мехом внутрь из домотканин, подпоясаны ремешками(мальчик –подросток с опояской). Головные уборы в виде колпаков с меховой оторочкой по краю (у крайнего слева шапка полностью суконная. На шеях домотканые или вязанные шарфы., на руках рукавицы мехом внутрь; на ногах бахилы, ичиги подвязанные под коленями и над лодыжками. У подростка и м мужчины стоящих справа, с краю, на бахилы спущены порты. Все крестьяне, кроме подростка и стоящего за ним мужчины, держат во рту самодельные трубки из капа дерева, оправленные в металл. Фотопортрет хорошо отражает традиционность в повседневной одежде ангарских крестьян. Деревня Ярки или Ярковская Пинчугской волости Енисейского уезда находилась на реке Ангара. В 1911г. Насчитывала 60 дворов хлебозапасный магазин. Занятия крестьян были традиционны, как и во всем Приангарье: обработка пашни, скотоводство охота, рыбалка, промыслы. )
- «Мужик на камусных лыжах – 1911г» - фотопортрет крестьянина отправившегося на охоту на оленя, близ своего селения. В рост, в повороте, в движении. Снят на фоне заснеженного леса. Одет в армяк до колен с опояской. . Порты, и ичиги из сыромятной кожи. На голове шапка- ушанка, на руках рукавицы. На левом плече висит ружье в чехле. Охотник стоит на широких охотничьих лыжах ходили без палок. Охота, как один из видов крестьянского промысла, служил хорошим подспорьем в хозяйстве. Иногда она составляла основу занятий кого-либо из членов семьи. Этому способствовали и огромные лесные пространства Сибири. чаще охотились в одиночку, уходя в лес на длительное время или на световой день. Обычно охотники имели свою территорию для охоты. – ухожье, на которую редко кто посягал .добывали пушного зверя, птиц, охотились на медведя, сохатого. (Коллекция Ангарской экскурсии 1911г.)
- «Подледная ловля рыбы удами»- на переднем плане на берегу Ангары стоит рыбак, держа в руках наперевес тонкую жердь, на поводке которой висит пойманная рыба- налим. Голова под шапкой для тела повязана платком. Рядом с лункой лежит пешня. На левом плане ручные нарты с ведро, в которое укладывался улов. Нарты состоят из полозьев и настилом из досок. Вдоль краев нарт из веревок борта. В нарты могли впрягать собаку или тащил сам рыбак. Верхним концом, на нартах лежит лопата, которой отбрасывали снег от лунки. Ловля рыбы на уды являлась одной из самых простых и доступных. Пойманную рыбу хранили в ведре с водой или в ведре опущенном в прорубь.
- «Крестьянская семья д.Ярки Енисейского уезда в праздничной одежде на крыльце дома, август, 1912г.»- Групповой портрет крестьянской семьи из 9 человек принаряженных по случаю праздника. Сняты на фоне бревенчатой стены дома и дверного проема. В сени. На нижней ступени крыльца сидит немолодая женщина с ребенком на руках. Одетая в темную длинную юбку в горох с преднинком поверх, однотонную кофту. Голова подвязана по подбородком низко спущенным на лоб белым платком . на ногах ичиги. Рядом мальчик в пиджаке, рубахе-косоворотке, портах заправленные в ичиги; на голове валяная шляпа с широкими полями (не по размеру). Во втором ряду стоят девочки в пестрых юбках , кофтах, одна в платье, из покупных тканей, на одной белый передник, головы, как водилось повязывали платками. Около дверей сидит мужчина в картузе с маленьким ребенком на руках, и женщина в шали, закрывающей голову, плеч, грудь. На протяжении десятилетий деревенская мода мало менялась. Женский праздничный наряд состоял из парочки – сатиной или ситцевой юбки и блузки. Для пышности юбок под них поддевались старые верхние юбки. Вся одежда была свободной, не сковывающей движения. Из сундуков извлекались фабричные платки и шали. Покупными сапожками могла похвастаться не каждая женщина. Мужчины в праздники предпочитали рубахи-косоворотки из ситца, отбеленного полотна, чаще на подкладке под плечевую часть; на голове картузы, вошедшие в моду во II половине XIX века. Одежда детей мало чем отличалась от взрослой. Рядовой крестьянин – сибиряк не решался «робить» по большим праздникам. Исключение составляла «страда», когда хорошая погода заставляла крестьян нарушать запрет. Часто с праздниками было связано начало или окончание какой-либо работы: до Петрова дня прекращали охоту на птиц, с Покрова начинали охоту на белку. Праздники после непрерывного сельского труда давали возможность расслабиться. Вкусить простые деревенские удовольствия, поехать в гости, поводить хороводы, развлечься на качелях. (От этнографа Савельева А.А. в 1916г.)
- «Крестьяне – старики в праздничной одежде, 1912г.»- парный портрет пожилых крестьян. Фас, в рост. Женщина в темной длиной юбке и в таком же переднике; верхнюю часть тела закрывает темная шаль с узкими полосами и кистями по краям, низко опущенный на лоб.: виднеется край светлого платка, покрывающий голову под шалью. На ногах ичиги. Мужчина в темном суконном чекмене, по крою напоминающий армяк, но со стоячим воротником, однобортный на крючках ниже колен. Края пол украшены светлой зигзагообразной строчкой. В разрезе виднва рубаха в горох на кокетке, ворот стойка застегивается спереди на 4 пуговицы. На голове суконный картуз с лаковым кожаным козырьком на ногах кожаные сапоги с «моршинами»- складками. Сняты на фоне бревенчатого сруба избы с окном в простых гладких наличниках. Во второй половине XIX в. «постнародная» Россия обзаводится картузами. Картуз с лакированным козырьком и с суконной тульей крестьянин носил в праздники, а часть в будни. В праздники обувал сапоги из толстой кожи, смазанной дегтем. Чекмен, как верхняя разновидность одежды, встречался нечасто, возможно его владелец имел отношение к казакам. Одежда женщин более традиционна: юбка и кофта- парочка, передник, платки, шали. От обычной рабочей одежды отличалась добротностью, а так же материалом, из которого была сшита- чаще всего фабричной. . (От этнографа Савельева А.А. в 1916г.)
- «Витье веревок, д. Ярки Енисейского уезда, 1914г.»- На переднем плане , справа станок для наматывания конопляной бичевки использовалась для разных целей (вязали: поводки, Веревки разной толщины. ). . Слева на табуретке сидит крестьянин, теребя коноплю, лежащую на коленях. Рядом с крестьянином стоит мальчик. Снято со двора: видны угол дома , поленница дров, бондарные бочки,. На обороте надпись карандашом «Сват Капитон за витьем веревки 1914г.». от этнографа Савельева А.А. 1916г.
- «Девочки- крестьянки из д. Ярки Енисейского уезда,1912г.» Парный фотопортрет девочек. Фас, в рост. Сняты на фоне бревенчатой постройки под двухскатной крышей. Старшая девочка(справа) одета в длинную темную, с набивным рисунком юбку; которую до талии свободного покроя кофту с рукавами три четверти; темная прошивка на груди в два ряда.; на ногах покупные сапожки. Младшая девочка одета в длинное расшитое к низу платье из той же материи, что и кофта старшей девочки, в редкую размытую клетку со светлыми штрихами. Оборка на груди, края рукавов, подол гарнированы темной подшивкой, на ногах чирки. Головы повязаны под подбородком платками фабричной работы. Судя по легкой одежде девочек, можно говорить о празднике, пришедшемся на теплое время года – Пасхе или Троице. Крестьянские нравы не допускали коротких юбок не только у женщин, но и у девочек. Среди сестер существовала очередность, когда вещь, из которой вырастала старшая- переходила младшей. Праздничная одежда шилась редко, изымалась из сундука несколько раз в году.. чаще шилась на вырост, чтобы дольше служить. Детская обувь изготавливалась в домашнем производстве. Наиболее почитаемыми у крестьян считались праздниками: Рождество, Крещение, Благовещение, Пасха, Вознесение, Троица. Помимо общерусских православных праздников крестьяне Енисейской губернии отмечали еще т полупраздники, характерные для данной местности: день Инн. Иркутского, дни других святых, дни ходов, ярмарок и т.д. . (От этнографа Савельева А.А. в 1916г.)
|